Правила, регулирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Принята общим собранием трудового коллектива МКОУ СОШ № 7

г. Слободского

29.12.2014 г., протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ № 7

г. Слободского

_______________

И.Л.Василенко

Приказ от 30.12.2014г. № 224

Правила,

регулирующие вопросы обмена деловыми подарками

и знаками делового гостеприимства

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 июля 1995 г. и установившем ряд ограничений для государственных служащих, в частности, сказано, что государственный служащий не вправе «получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию» (п. 8 ч. 1 ст. 11).

В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. это ограничение распространяется и на муниципальных служащих. ст. 575 Гражданского кодекса РФ (часть вторая), принятого Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и вступившего в действие с 1 марта 1996 г., разрешила государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

Деловой подарок – не долг и не выполнение обязательств, а материализация дружеских или деловых отношений, поэтому за ним не должен стоять какой-либо умысел или корыстные цели; он не должен ставить в неловкое или обязывающее положение того, кому этот подарок предназначается.

Прежде всего, должен быть соответствующий повод для дарения подарка. Подарки уместны:

  • в случае поздравления с днем рождения сотрудника, с вступлением его в брак, с рождением в его семье ребенка;
  • по случаю ухода сотрудника на пенсию, «круглой» даты в его трудовой деятельности;
  • в знак благодарности за сверхурочную работу в неудобное для человека время или сжатые сроки; за бескорыстную добровольную помощь в служебной ситуации; за помощь в сопровождении по незнакомому городу;
  • в знак извинения за какие-либо недоразумения, за невольно нанесенную обиду, причиненное неудобство;
  • в знак сочувствия в связи с болезнью, в целях моральной поддержки в случаях возникших у сотрудника неприятностей на службе и т. д.
  1. Важным моментом в обмене подарками между сослуживцами является взаимность, предполагающая равновесие взаимоотношений между людьми. Поэтому подарок не должен быть дорогим, сохраняя скорее символический характер. Здесь необходимо соблюдение чувства меры и деликатности.
  1. В служебной ситуации уместны недорогие подарки, например фотоальбом; справочники, словари, книги (особенно хороши отвечающие индивидуальным интересам и увлечениям того, кому они предназначаются); красочный календарь, блокнот; кофейная чашка, стакан, бокал; авторучка, канцелярские принадлежности, калькулятор; декоративная ваза, пепельница; рамка для гравюры или фотографии, коробка конфет; духи; часы (при проводах на пенсию от всего отдела) и др.
  1. Немаловажное значение имеет и характер служебных отношений с тем, кому вы собираетесь преподнести подарок. Можно делать подарки подчиненным, обслуживающему персоналу, но не начальству.
  1. К внешнему виду и оформлению подарка этикет предъявляет не меньшие требования, чем к его содержанию. Каждый подарок должен быть упакован безупречно.
  1. Кроме стоимости подарка этикет регламентирует и различные стороны самого процесса дарения:
  • принимая подарок, следует вежливо поблагодарить за него;
  • подарок следует тотчас же в присутствии дарящего освободить от упаковки и развернуть; освободив подарок от упаковки, нужно еще раз выразить благодарность и похвалить подношение за красоту и практичность, а дарящего – за проявленный при выборе подарка вкус. Следует найти слова благодарности и не подавать виду, даже если подарок пришелся вам не по душе и показался неудачным. Если вам подарили коробку конфет, следует тут же предложить их всем присутствующим (если, конечно, это не официальная обстановка);
  • цветы преподносят только в распакованном виде. Подаренные цветы нужно немедленно в присутствии дарителя поставить в воду;
  • если по какой-то причине вы не можете принять подарок, усматривая в нем корысть или скрытую форму взятки, рекомендуется незамедлительно вернуть его с сопроводительной запиской типа «Благодарю за Ваш подарок, но принять его не могу».
  • не рекомендуется: дарить книги, содержание которых вам неизвестно;
  • делать дарственные надписи на книгах, если только они не предназначаются в подарок близким знакомым или друзьям;
  • дарить оригинальные картины, не зная вкуса того, кому они предназначаются;
  • дарить алкогольные напитки, руководствуясь лишь своим вкусом;
  • принимая подарок, откладывать неразвернутым, чтобы открыть после ухода подарившего его;
  • развернув подарок, произносить фразы типа: «Ну, зачем Вы так потратились!» или «Да зачем же, не было никакой необходимости!»;
  • преподносить замужней женщине красные розы, молодоженам – астры или гортензии, а больному – цветы со слишком сильным ароматом (например, белые нарциссы или черемуху).

Подарки и знаки гостеприимства никогда не должны оказывать влияние на принятие деловых решений и не должны создавать каких-либо обязательств. Сотрудники не должны допускать, чтобы подарки и знаки гостеприимства оказывали влияние на принятие деловых решений, или чтобы у других возникало ощущение, что такое влияние было оказано.

Страницы: 1 2